Автор: Admin, 10.11.2009

Контрафакт разваливает киноиндустрию. Можно ли их остановить?

Контрафакт разваливает киноиндустрию. Можно ли их остановить?
Классическое «Воруют!» приписывают Карамзину. Фонвизин об одной из главных национальных напастей сказал еще хлестче: «Кто может — грабит, кто не может — ворует». Уж вроде и смирились. Несуны массовым порядком лямзят, тырят помаленьку с рабочих мест точно по Райкину: кто бумагу, кто краску, кто фильмы. Надо же как-то нагонять сверкающую пятками инфляцию. Но совесть надо иметь, товарищи, хотя бы конфузиться, как застенчивый Альхен из «12 стульев», обдирающий престарелых. Сегодня контрафакт прихватил 75—85% аудио- и видеорынка России.

На «Мосфильме» состоялись общественные слушания на тему «Контрафактная продукция: проблемы и пути решения. Как остановить пиратство в России». Вел заседание председатель комиссии Общественной палаты по культуре, директор киноконцерна Карен Шахназаров. Во время острой полемики между различными структурами, призванными защищать общество от пиратской деятельности, и производителями выяснилось много любопытного.

Как именно крадут? В разнообразии «прихватов» отечественные пираты не уступают Бендеру, знавшему примерно 400 сравнительно честных способов отъема денег. В реестре видов видеопиратства на первом месте «экранка». Это когда видеокамеру со встроенным микрофоном проносят в кинозал и «списывают» фильмы (теперь на пресс-показы американские кинокомпании нанимают «людей в черном», отслеживающих и «предотвращающих» включение мобильников во время просмотра). Иногда с помощью персонала кинотеатра удается подключиться к звуковому источнику. Переснимают пленку с помощью телекинодатчика прямо в кинобудке. Уворовывают промежуточные версии фильма (прямо из монтажной). Еще чаще «пропадают» промоверсии (одиозные случаи, когда члены Американской киноакадемии «способствовали» черному тиражированию копий оскаровских номинантов). Самый распространенный вид кражи — копирование на DVD разного качества, разновидностей и форматов.

Контрафакт — мощнейшая разветвленная индустрия. Ее составные: производство, крупный опт, розница. По обороту успешно конкурирует с иными сферами экономической деятельности страны.

По сведениям РАПО (Российской антипиратской организации), на территории РФ исправно работают примерно 40 репликационных заводов (в основном — бывшая «оборонка»). Непочетные первые места по производству контрафакта у Москвы и Питера, далее следуют Приморский край, Сибирь. Мониторинг в Москве выявил примерно 600 активных точек продажи фальшдисков. Государство теряет миллиарды. Нешуточный и стабильный интерес к проблеме национального значения проявляет президент Медведев. На предыдущем ММКФ, встречаясь с кинематографистами, он говорил, что «…проблема незаконного использования интеллектуальной собственности превратилась в один из глобальных вызовов нашего времени и охватывает все сферы экономики, касаясь не только киноиндустрии…». Он уговаривал киноотрасль заняться снижением цен на лицензионные носители.

Вроде бы правовая база отлажена, а механизмы борьбы по-прежнему сбоят. Российское законодательство на практике применяется крайне неэффективно, считает заместитель директора РАПО Виктор Злотя. Россия входит в пятерку лидеров по количеству пиратской продукции (первое место у Китая). Но до сих пор нет четкого разграничения полномочий между правоохранительными структурами: кто, как, в каком количестве — борется с контрафактом.

Замначальника Управления Следственного комитета при МВД РФ Рашид Акжигитов рассказывал, как обучали личный состав. Вот график результативности этой учебы: в 1999-м посадили 55 лиц, в 2007-м около 4000 дел доведено до суда. В основном по статье 146 УК (нарушение авторских и смежных прав).

Но… сажают в основном продавцов, а не владельцев контрафакта. Да и как доказать осведомленность палаточника в нелигитимности товара.

Между тем подпольные DVD продолжают выходить в день премьеры фильма (если не раньше). Недавняя «Молодость без молодости» Копполы в приличном качестве появилась на лотках еще до показа для прессы. Сериалы воруют до компьютерной обработки и пускают в продажу с черновым звуком. Российские кинопроизводители напрочь лишены DVD-рынка.

Федор Бондарчук: По сути, мы не можем производить дорогостоящие фильмы — риски огромные. Сейчас снимаю «Обитаемый остров» по Стругацким. $26 миллионов плюс $10 на рекламу. Как отбить эти деньги, если приходится рассчитывать только на кинопрокат? Значит, в будущем придется снимать только малобюджетные фильмы?

Карен Шахназаров: Вот тут нас сравнивают с Китаем, Индией и Бразилией. Но ведь там пират тиражирует иностранную продукцию, свою индустрию не трогает, не нанося ущерба собственному государству. У нас пираты — дикие, подрывают национальную киноиндустрию. Ситуация катастрофическая. Вся отрасль работает вхолостую. Миллиарды уходят в карманы «теневиков». Куда именно? В коррупцию, наркотики, игорный бизнес.

На тех же слушаниях представители правоохранительных органов обвиняли правообладателей если не в связи с пиратами, то в полном отсутствии инициативности.

Шахназаров парирует: Значит, не представители правоохранительных органов, а сами производители должны выходить на войну с пиратами? Пусть утопающие себя спасают. Зачем тогда нужны правоохранительные органы? Гильдия продюсеров и так вынуждена скидываться, чтобы «простимулировать» органы внутренних дел, обязанные защищать нас.

А у писателя Дмитрия Липскерова иное мнение. Он полагает, что правообладатель зачастую становится партнером пиратов. Издательства пытаются обойти пиратов на виражах рынка, покупают типографии, гонят нелегитимные тиражи. Агентства, призванные следить за авторскими правами, превращаются в грабителей. Еще немного — в этом круговороте мы все окажемся подельниками пиратов.

Кстати, представители Первого канала не скрывают факта двусторонних договоренностей с МВД во время выпуска особенно значимых (в денежном эквиваленте) проектов. Сотрудники УБЭПа активно проверяют крупные точки продаж.

Нынче всю контрабанду делают не в Одессе на Малой Арнаутской, как полагали Ильф и Петров, а на хорошо укрепленных заводах. Они и дают нелицензионный «вал». Вести с фронта борьбы оперативников и пиратов похожи на эпизоды авантюрного триллера из жизни сицилийской мафии.

Некоторые подробности этой «войны» воспроизвел Владимир Цветков, начальник отдела Оперативно-розыскного бюро № 5 МВД России. Вот наши «агенты 007» после ряда контрольных закупок и определения адресов складирования выявляют нелегальные производства. Часть заводов официально работает по-белому и под вывеской лицензии налаживает поток контрафакта. Закрыть такой завод крайне трудно, это вам не палатка. В основном подобные «ящики» работают в отлаженной связи с местной администрацией и местной ФСБ. Цветков рассказывает, что операции приходится проводить военными методами. Проходные на заводах серьезно укреплены, просматриваются, обороняются. Пока оперативники пробьются сквозь охрану, проберутся через вентиляционные отверстия — две машинки с вертолетными двигателями уже ах! — и перемололи в металлическую крошку все «нехорошие» диски. Тем не менее недавно удалось закрыть завод с семью линиями в Казани, пару питерских производств. «Но, — Цветков разводит руками, — сейчас народ «пошел на квартиры». Техника позволяет: 50 DVD-ROM заменят заводскую линию».

Еще смешней обстоит дело с экспертизой изъятой продукции. Нужно же доказать, что она нелицензионная. По закону следует осматривать каждый диск. Теперь представьте, Бюро № 5 в прошлом году изъяло 2 миллиона дисков, на каждом примерно по пять названий фильмов. Питерские милиционеры рыдали: «Вы приехали и уехали, а нам 500 тысяч дисков описывать. Это ж вся работа отделения дней на 20 летит к черту».

На слушаниях представитель следственных органов обвинял оперативников в небрежном сборе вещдоков. А пока ведутся межведомственные споры, пиратский бизнес набирает обороты, совершенствует техническую базу. К примеру, уже освоили устройства-дупликаторы, способные делать до двенадцати копий диска в течение пяти минут. При установке девяти дупликаторов получают около миллиона копий дисков в условиях обычной квартиры. Космическими темпами осваивают и обживают интернет. Флаг Веселого Роджера уже давно развевается над Сетью.

Именно этот вид пиратства резво набирает обороты, опережая бег новых технологий. Пока еще скорость перезаписи не слишком высока. Но интернет ежесекундно ускоряется. Уже сегодня отследить «побег» фильма в Сеть практически невозможно. Да и кого разоблачать, если отсутствует конкретное лицо, которому можно предъявить иск. Легенды о деятельности всепроникающего Управления К при МВД — главного стража порядка и законности в электронных средствах связи — сильно преувеличены. Множатся торренты — базы для скачивания. Часть провайдеров засели в Германии, США, с ними разобраться практически невозможно. Многие из провайдеров сами распространяют контрафакт, предлагают, к примеру, 10 тысяч фильмов в одной Сети. Провайдеры сдают свои ресурсы в аренду неизвестно кому, потом они — «не в ответе». Как закрывать эти каналы утечки, если провайдеры включили себя в список режимных предприятий? На контакт не идут, их невозможно проконтролировать. Только за последние полтора года скопировано 52 блокбастера. Премьера «Индианы Джонса…» состоялась 22 мая. В тот же день в Сети появился IP-адрес, где можно скачать фильм.

В основном мосфильмовский разговор касался карательных мер и способов их усовершенствования. Лишь Владимир Цветков заметил, что общая головная боль — правовой нигилизм большей части населения. Карен Шахназаров его поддержал. Мол, и журналисты не слишком понимают суть вопроса. Тут одна девушка по телевизору говорила, что лицензионное кино — дорогое…

Тут и я не выдержала: «Карен Георгиевич, оно ведь и в самом деле дорогое. И не только на DVD. Сколько стоят билеты в кинотеатры? Вечерний показ в будний день в мультиплексе «Европейский» — 300 рублей (стоимость билета варьируется от 150 до 1200 рублей!»), в многозальнике «Каро-фильм» на Курской — 300 рублей».

Напомню, еще во время кинофестивальной встречи с Дмитрием Медведевым отечественные кинодеятели, проигнорировав его призыв «снижать цены на лицензию», просили правительство, развернув идеологическую кампанию, убедить население в том, что покупать пиратские копии равносильно уголовному преступлению.

Ну да. А соотношение стоимости диска и зарплаты? Билета в кино и пенсии или стипендии? Неужели это не «суть вопроса», который обязано учитывать правительство? Разве кинодеятели не заинтересованы в том, чтобы их картины смотрели люди с разным достатком? Почему же они не выходят единым фронтом, не возмущаются «отлучением» от самого массового из искусств самих масс? Не протестуют против мародерской политики кинотеатров и дистрибьюторских сетей. Вот отчего «безответственное», сплошь «уголовное» население» течет себе нескончаемым потоком к флибустьерам за киноновинками, за картинами любимых режиссеров. А как вы хотели? Без системного, не только полицейского, но и гуманитарного подхода, без использования экономических рычагов проблемы пиратского рынка не решить.

Лариса Малюкова
обозреватель «Новой»

Комментарии (0)

Обсуждение
Ваш комментарий:

Новые рецензии кино

СВЕЖИЕ ОБЗОРЫ

Самые интересные разделы кино на Ovideo.Ru

Кинофестивали