Автор: Admin, 10.11.2009

Канн-2008. Фестивальная политика

Канн-2008. Фестивальная политика
"Что вы делаете в свободное от работы время?" - поинтересовалась корреспондент журнала Screen International у генерального директора Каннского фестиваля Тьерри Фремо.

"Что? - воскликнул удивленный директор. - За пределами Каннского фестиваля существует жизнь? Надо же, а мне почему-то никто не сказал".

По долгу службы Фремо смотрит дюжину фильмов в день. В этом году в отборочную комиссию фестиваля пришло 4025 фильмов из 107 стран. Из них только 54 полнометражных и 26 короткометражных пробились в официальные конкурсные программы.

Цифры свидетельствуют: несмотря на растущее число фестивалей, масштабное использование интернета в качестве альтернативной сети кинодистрибуции, несмотря на угрозу финансового кризиса, нависшую над мировым кинобизнесом, фестиваль на Лазурном берегу остается самым представительным форумом в индустрии кинематографа и самой престижной экспозиционной площадкой в искусстве кино.

Отобранные из 4 тысяч заявок 80 лент в официальных конкурсах и еще несколько десятков картин, приглашенных в параллельные программы - "Двухнедельник режиссеров" и "Неделя критики" - лучшие из лучших, выдающиеся образцы, законодатели моды, определяющие ассортимент кино на ближайший сезон.

Симбиоз артхауса и ширпотреба

Статус глобального кинофорума позволяет Каннскому фестивалю предлагать в одном контексте образцы студийной массовой продукции, авторские шедевры и экспериментальные работы.

Как подчеркнул на парижской пресс-конференции президент фестиваля Жиль Жакоб, Канн вступает в свое седьмое десятилетие, продолжая следовать логике "сохранения кино в центре фестивального процесса". "Это означает приоритет художественных задач над административными, и предоставление шанса новым тенденциям и открытиям", - сказал Жакоб и добавил, что отныне на фестивале будут показывать меньше фильмов.

"Облегченная" программа даст возможность специалистам более пристально разглядеть избранные произведения. Ситуация в современном кинематографе такова, что выживание артхауса может быть обеспечено только в рамках здорового и полноценного процесса массового кинопроизводства, а значит задача грамотных кураторов - не противопоставлять "авторство" и "студийность", а поощрять их мирное сосуществование.

Среди претендентов на каннское золото: фильм Клинта Иствуда "Подмена" с Анжелиной Джоли и Джоном Малковичем и малобюджетная копродукция венгерского автора Корнеля Мундручо "Дельта"; четырехчасовой исторический блокбастер Стивена Содерберга "Че" (Че Гевару сыграл Бенисио Дель Торо) и новелла о жизни мага в современном Сингапуре "Мое волшебство" Эрика Ху; "Перестрелка в Палермо" немецкого корифея Вима Вендерса и филиппинская картина Сербис Брилланте Мендосы; турецкая семейная драма "Три обезьяны" каннского любимца, Нури Бильге Джейлана, и дебютная картина оскароносного американского сценариста и продюсера Чарли Кауфмана (автора "Быть Джоном Малковичем" и "Вечного сияния чистого разума) "Синекдоха, Нью-Йорк".


Американский бенефис

Кажется, европейские критики ждут премьеры режиссерского дебюта Кауфмана с большим волнением, чем американские.

"Синекдоха, Нью Йорк" - история подающего надежды режиссера (Филип Сеймур Хоффман), который, готовясь к своей первой постановке на Бродвее, строит в репетиционном павильоне модель Нью-Йорка - чтобы добить зрителя "абсолютным реализмом".

Чем реальнее становится фиктивный Нью-Йорк на сцене, тем больше запутываются отношения актеров и осложняется жизнь самого режиссера. Трагикомедия о быте и нравах нью-йоркской "творческой интеллигенции" отсылает к традиции Вуди Аллена.

Кстати, сам Вуди Аллен тоже покажет в Канне очередной фильм: его испанский экзерсис "Вики Кристина Барселона" с Пенелопой Крус и Скарлетт Йоханссен демонстрируется вне конкурса.

Американское присутствие на фестивале этого года тотально: от Шона Пенна во главе жюри до Стивена Спилберга, представляющего новую серию "Индианы Джонса", от мастер-класса Тарантино до документального портрета Майка Тайсона, сделанного режиссером Джеймсом Тобаком, от мега-блокбастерной мультяшки "Панда - Мастер Кунфу" до пляжной ретроспективы шедевров студии Warner - американское кино и его герои заполнят всю фестивальную сцену.

Справедливости ради стоит заметить, что американский бенефис на Круазетте - констатация реального положения дел в современном кинематографе. Как пишет на страницах майского номера Cahiers du Cinema, Жан-Мишель Фродон, "Соединенные Штаты - единственная страна на фестивале, способная выставить игроков "во всех видах соревнований".

Потягаться с США в массовости присутствия на Круазетте может только Южная Америка. В главном конкурсе участвуют два аргентинских фильма ("Леонера" Пабло Траперо и "Женщина без головы" Лукреции Мартель) и две ленты бразильских режиссеров, одна из которых - "Слепота" культового бразильца Фернандо Мейреллеса - открывает фестиваль.

В апокалиптической саге об обществе, пораженном слепотой, снятой по книге нобелевского лауреата из Португалии Жозе Сарамаго, сыграл интернациональный ансамбль звезд во главе с Джулианой Мур, Марком Руффало и Гаелем Гарсиа Берналем.

Развивая спортивный сюжет, предложенный главным редактором Cahiers du Cinema, стоит отметить, что все же главный герой из Латинской Америки, который появится на Круазетте, по профессии - не режиссер, а футболист. На ночном премьерном сеансе Диего Марадона лично представит документальный фильм, снятый о нем Эмиром Кустурицей.


Политика в мультфильме

Пожалуй, самая радикальная картина конкурса - документальная анимация "Вальс с Баширом" израильского режиссера Ари Фольмана.

Фольман был солдатом армии Израиля во время ливано-израильской войны 1982 года. Сюжет его фильма - реконструкция событий в лагерях палестинских беженцев Сабра и Шатила в Западном Бейруте. Кровопролития в Сабре и Шатиле до сих пор остаются черными дырами в современной драме Ближнего Востока, и эксперты продолжают вести дебаты о том, кто несет ответственность за гибель тысяч мирных людей.

Фильм Ари Фольмана - художественное высказывание, в котором личная психологическая травма автора включена в документальный исторический контекст.

Почему документалист и телевизионщик Фольман перешел на язык анимации?

"Для меня это единственная возможность изобразить войну, - объясняет он в интервью Screen International. - Я же не Стивен Спилберг, не обладаю ни его талантом, ни его средствами, чтобы сделать картину типа "Спасение рядового Райана". Анимация - это единственный способ показать на экране ужасающий, галлюцинаторный опыт войны".

В последние годы директор Каннского фестиваля Тьерри Фремо приложил немало усилий для того, чтобы придать документалистике и анимации статус полноправных участников конкурса. Золотая пальмовая ветвь "Фаренгейта 9/11" Майкла Мура и триумф "Персеполиса" Маржан Сатрапи свидетельствуют, что неигровые жанры перестали считаться маргинальными.

Сам Фремо, по его словам, "в восторге" от того, что коллеги с других фестивалей начинают следовать его примеру и сочетать в программах различные типы кинематографа: "Я стараюсь помочь Канну развиваться и раскрываться для всех видов кино. Ведь чем сильнее фестиваль, тем больше он помогает кинематографистам. И, очевидно, он помогает и наследникам Бергмана - режиссерам авторского кино".


Чрево Москвы в "Двухнедельнике режиссеров"

В отличие от прошлого сезона, когда сразу две российские ленты претендовали на Золотую Пальмовую ветвь, в этом году Россия представлена в Канне достаточно скромно.

В программе "Особый взгляд" участвует немецко- швейцарско-российская лента "Тюльпан", игровой дебют документалиста Сергея Дворцевого. В "Неделю критики" приглашена юная Валерия Гай Германика с полнометражным дебютом "Все умрут, а я останусь". А в панораме "Двухнедельник режиссеров" участвует "Шультес" Бакура Бакурадзе.

Первый короткометражный фильм Бакурадзе "Москва" был снят в соавторстве с Дмитрием Мамулия. Бакурадзе и Мамулия рассказали скупым языком синема веритэ историю таджикских гастарбайтеров, борющихся за выживание в чреве большого города.

Полнометражная работа режиссера продолжает тему отверженности в мегаполисе. Герой картины - Алексей Шультес - ничем не примечательный, замкнутый молодой человек, живет монотонной жизнью, ухаживает за старушкой-матерью, зарабатывает на жизнь воровством.

Бакур Бакурадзе не отрицает, что его фильм может вызвать ассоциации с "Карманником" Брессона и "Таксистом" Скорсезе. Выпускник ВГИКа и ученик Марлена Хуциева, он рассказывает в интервью BBCRussian.com: "В любом большом городе живет множество одиноких людей. И, в отличие от деревни, где судьба любого человека на виду, в городе эти люди остаются совершенно анонимными. Чем больше город, тем более одиноко существует человек, несмотря на то, что, якобы, он окружен людьми".

Бакурадзе было интересно присмотреться к судьбе "полуотморозка" и проявить "человеческие" черты. "Шультес" сосредотачивается на современной Москве, показывает ее жутковатую повседневность.

"Я рассматривал варианты съемок этого фильма в Берлине или в Нью-Йорке, - продолжает Бакурадзе в интервью BBCRussian.com. - В любом случае, мне кажется, я бы показал город иначе, чем его обычно показывают в кино. Просто я хожу по городу и замечаю вещи, которые обычно не попадают на экран. Я вижу какие-то закуточки, ларьки, вижу людей у вокзалов... Мне кажется, обычно в кино город показывается утрированно и не совсем правильно. Не совсем правдоподобно. А я попытался показать другую Москву. Сконцентрировать на ней взгляд зрителя".

Приглашение в престижную программу "Двухнедельник режиссеров" Каннского фестиваля и возможность посоревноваться с другими дебютантами в конкурсе на приз "Золотая камера", жюри которого возглавит Брюно Дюмон, - радостная неожиданность.

За неделю до открытия фестиваля Бакурадзе еще продолжал работу над картиной. Режиссер фильма с микроскопическим бюджетом и непрофессиональными актерами в главных ролях подчеркнул: "Собственно, единственное место, где мой фильм могут посмотреть зрители, - это фестивали. Не думаю, что он может быть показан где-то еще, потому что он абсолютно некоммерческий. Поэтому, конечно, я очень рад, что "Шультес" попал в Канн".

В дневниках Робера Брессона есть запись, сделанная в начале шестидесятых: "Будущее кинематографа принадлежит расе молодых одиночек, которые вкладывают в съемки свои последние гроши и не дают материальной рутине профессии одолеть себя".

В этом году портрет Брессона украшает юбилейный плакат "Двухнедельника режиссеров". Программе исполняется 40 лет.

Мария Бейкер

Комментарии (0)

Обсуждение
Ваш комментарий:

Новые рецензии кино

СВЕЖИЕ ОБЗОРЫ

Самые интересные разделы кино на Ovideo.Ru

Кинофестивали