Автор: Trunov, 24.05.2012

Кирилл Разлогов раскрыл тайны 34-го ММКФ

Кирилл Разлогов раскрыл тайны 34-го ММКФ

Кирилл Разлогов, программный директор ММКФ, дал развёрнутое интервью официальному сайту ММКФ, в котором рассказал некоторые подробности программы предстоящего фестиваля.

1. Какое место занимает с Вашей точки зрения Московский кинофестиваль в мировом кинопроцессе? Видите ли Вы какие-то изменения – ведь вы работаете программным директором на ММКФ более 10 лет ?

Место Московского кинофестиваля в мировом кинопроцессе менялось на протяжении всей его достаточно длительной истории, равно как менялись геополитические функции Москвы и России по отношению к тому, что происходило в мире. Московский Международный Кинофестиваль - один из крупнейших кинофестивалей, и он занимает важные позиции в Международной ассоциации кинопродюсеров. Это фестиваль общего профиля, то есть фестиваль, который имеет конкурс полнометражных игровых фильмов без каких-либо ограничений и специализаций. За последние десять лет он приобрёл стабильность и развивается, расширяется.

С 1999-го года он стал ежегодным, что имеет принципиальное значение, ведь на протяжении многих лет он проходил раз в два года. Чуть позже к конкурсу полнометражных игровых фильмов добавили конкурс «Перспективы», который ориентирован на первые-вторые работы режиссеров и на поисковые, экспериментальные работы режиссеров старшего поколения. В прошлом году был добавлен конкурс документальных лент, тем самым фестиваль вернулся к структуре, которая существовала в советское время. В последнее время также появился конкурс короткометражных лент, который расширил список молодых участников фестиваля и так придал ему новые силы. Как это и происходит на всех фестивалях этого рода, мы постоянно заняты решением проблемы, каким образом сочетать работы признанных мастеров с дебютными работами, а это бывает достаточно сложно.

Что касается изменений, то главным из них я бы назвал именно стабильность, ведь сейчас определилось постоянное место проведения фестиваля, в последние годы это мультиплекс «Октябрь». Мы сочли такое решение более целесообразным, чем разбивку сеансов по нескольким киноплощадкам, особенно учитывая московские пробки. Целесообразное, но не оптимальное, поскольку всем известно, как важен для столицы Дворец Фестиваля - с залами разной вместимости, с возможностью представить разнообразный репертуар, причём круглогодично.

Постепенно расширяется аудитория фестиваля, это особенно заметно на фоне того, что мы наблюдали в кризисные девяностые годы. Мы постепенно приближаемся к практике других фестивалей, когда просмотры начинаются в девять утра и затем переходят в дневную программу. Это стало возможно благодаря тому, что зрителей становится всё больше и больше.

Особое значение для нас имеет возрастающая роль фестиваля в киноиндустрии. Сейчас прокатчики уже понимают, что показ на фестивале - это, по меньшей мере, дополнительная реклама фильму. Это как бы открытие фильма и отечественному, и зарубежному зрителю, потому что среди гостей фестиваля присутствуют отборщики других фестивалей, а также прокатчики, заинтересованные в показе отечественных фильмов за рубежом.

Настоящим прорывом в последнее время стала организация деловой части фестиваля, которая раньше давалась с большим трудом. Появился Moscow Business Square, который так или иначе взял на себя функцию кинорынка. Связь этого сегмента фестиваля с фестивалем в целом надо развивать и еще больше укреплять , так же, как добиваться более тесного взаимодействия российской программы с общефестивальной. Moscow Business Square в последнее время даёт все больше возможностей деловым людям не только приобретать русские картины, но и разворачивать свои проекты в направлении совместного кинопроизводства. Мы находимся в том же положении, что и другие фестивали высшего класса, которые осознают, как важно ощущать постоянное присутствие не только на внутреннем кинорынке, но и на рынке ближних стран, в данном случае стран СНГ и Восточной Европы, присутствие картин в программе – это знак повышенного общественного резонанса.

Особое внимание мы уделяем странам, до которых не доходят руки отборщиков иных фестивалей - отдалённые регионы Китая, Латинская Америка или отдаленные провинции Индии. Это, конечно, очень сложная работа, но именно она позволяет фестивалю уверенно заявить о себе на международном уровне. Принимая во внимание такую вещь, как BRICS, можно сказать, что мы соответствуем международной политике России в целом.

2. В какой степени ММКФ в состоянии реально отражать мировой кинопроцесс?

ММКФ способен отобразить мировой кинопроцесс в масштабе двухсот пятидесяти фильмов. Это довольно большая программа, она включает в себя и короткометражные ленты, и документальные ленты, и фильмы общего плана, и коммерческие картины, в частности, фильмы голливудского производства, и «Медиа Форум», который соотносится с видео-артом. Поэтому многообразие мирового кинопроцесса фестиваль, безусловно, отображает, за исключением, пожалуй, телевизионных сериалов, которые если и попадают, то в качестве киноверсий. Сейчас все фестивали сталкиваются с повышением качества сериальной продукции, поэтому хотелось бы, чтобы на кинофестивалях она находила своё отображение. Насколько совершенно это отражение, судить не нам, а зрителю и критикам, которые всё активнее смотрят фестивальные программы. Организаторы и отборщики фестиваля стараются учесть всё многообразие кинопроцесса, разнообразие вкусов и оценок по отношению к тому или иному фильму. В этом смысле мне кажется очень важным присутствие в отборочной комиссии людей разного возраста и поколений, разных вкусов и пристрастий, отличных друг от друга критериев , подходов и взглядов на то, что происходит в современном кино. Это порой усложняет работу самой комиссии, но при этом создаёт тот самый многомерный образ современного кинопроцесса, который в последние годы перестал быть централизованным. Если в 50-60-е годы в мировом кино погоду определяло интеллектуально-философское кино, то в 70-е годы кино захватила голливудская продукция. Фестиваль призван показать всё многообразие этого кинопроцесса, при этом мы не забываем о крупных голливудских картинах и приглашаем, как правило, на открытие и закрытие, голливудских кинозвёзд.

3. Как бы вы охарактеризовали сегодняшнюю программу? В какой степени она актуальна?

Программа любого фестиваля формируется как бы с двух сторон. С одной стороны - решением отборочной комиссии, а с другой - стихийным возникновением тех фильмов, которые мы смотрим по всему миру или которые приходят к нам через компанию «Withoutabox», обеспечивающую добровольный поток фильмов, становящийся год от года все более обильным. Так, под влиянием двух тенденций, постепенно формируется общая тема фестиваля -каждый раз разная. Каждый раз вступают в действие разные силовые поля, которые характеризуют тот или иной фестиваль. В первую очередь это, наверное, сочетание некоего консерватизма , традиций ММКФ с, условно говоря, ориентацией на новые киногоризонты. Из традиций до сих пор для нас остаётся актуальным присутствие фильмов бывших республик СССР, даже тех, что по тем или иным причинам занимают в политическом аспекте не слишком дружелюбную позицию по отношению к России. В этом году мы отмечаем столетие эстонской кинематографии. У нас представлена и латвийская, и эстонская в конкурсной программе фестиваля. Вторая черта, которая сознательно культивируется фестивалем, – это своеобразный эстетический экстремизм, то есть, скажем, включение в программу таких картин, которые намеренно являются продолжением традиций советского авангарда, или картин, которые некоторые могут счесть пощечиной общественному вкусу. Подобные картины будут присутствовать и в Основном конкурсе, и в конкурсе «Перспективы» тем более. Всё это создает причудливую стилевую и тематическую чересполосицу различных тенденций в программе фестиваля. Мы всячески стараемся расширять представления о мировом кинопроцессе у зрителя, порой позволяя себе неожиданные ходы. В частности, очень важное событие кинофестиваля - ретроспектива гонконгского режиссёра Юньфаня, представляющего эстетское крыло гонконгской кинематографии, а также разнообразнейшая программа «Anima Latina», которая широко представляет кино Латинской Америки, точнее, срез иберо-американского менталитета, отраженный в кинопроизведениях этого континента. По уже сложившейся традиции крайнее выражение поисковых тенденций находит себя в программе «Медиа Форума - в большей степени выставочной, чем собственно кинематографической.

Фестиваль – это всегда дань кинотрадициям, уходящим в далёкое прошлое и представляющим бесспорную классику. Это, в первую очередь, ретроспектива фильмов Эрнста Любича, как его немецких, так и американских работ. Эту же линию продолжает ретроспектива, посвященная столетию крупнейшей голливудской компании «Universal». Кинопроцесс в исторической перспективе – смысл программы, инициированной Немецким культурным центром им. Гёте. Эта программа состоит из немецких фильмов, выбранных десятью российскими кинокритиками, - из таких, которые, с их точки зрения, наиболее полно отображают историю немецкого кино. Впервые за многие годы мы будем устраивать показы с живой музыкой, что чрезвычайно важно для восприятия дозвукового кино.

4. В чем принципиальное различие между Основным конкурсом и программой «Перспективы»?

Думаю, что разница между Основным конкурсом и «Перспективой» та же, что и в Канне - между Основным конкурсом и программой «Особый взгляд». Основной конкурс, при всём том, что он порой сознательно шокирует, всё-таки ориентируется на некие утвердившиеся авторитеты, громкие имена и сложившиеся тенденции в мировом кино. Программа «Перспективы» - намеренно разноплановая, она ориентируется на разнообразные эстетические подходы - вплоть до таких, которые вызывают зрительское негодование. Можно поспорить, действительно ли порой с этими тенденциями связано будущее мирового кино, но если они нам кажутся достаточно качественными, то мы находим им место в программе «Перспективы».

5. Можно сказать, что фестиваль – это в ряде случае вынужденный компромисс , когда геополитические соображения иногда ставятся выше художественных?

Отношение между геополитическим и художественным подходами проблематичны на любом фестивале, не только на Московском. Фестивали, в первую очередь, вписаны в структуру кинематографического процесса. А структура кинематографического процесса и наши представления о его художественном качестве - это две разные вещи. Поэтому я бы обозначил этот принцип не как геополитический, а как кинополитический. Мы должны представлять самые влиятельные тенденции кино-процесса, и понимать, что работы тех, кто завоевал определённую репутацию в этом процессе, интересны для зрителя. Кроме того, важную роль играет то, что фестиваль проходит в Москве, в России, сегодня.

Программа «Русский след» состоит из картин, в той или иной степени несущих в себе отражение русской культуры: от русского происхождения режиссера или актера до появления русской музыки в совершенно неожиданных моментах. Эта программа непосредственно связана если не с геополитикой в прямом смысле слова, то с художественным процессом в более широком смысле. Проблема художественного качества - в применении к текущему репертуару, - вещь чрезвычайно сложная и противоречивая. Еще Бертольт Брехт говорил, что плохой вкус масс гораздо ближе к действительности, чем хороший вкус интеллектуалов. Поэтому картины, которые пользуются массовым коммерческим успехом, но не пользуются спросом у интеллектуалов, также должны быть представлены на фестивале. Именно в контексте фестиваля будет определено их специфическое место. И может быть, через несколько лет они уже не будут вызывать отвращение у тех же самых интеллектуалов, а станут классикой, как «Звёздные войны» Джорджа Лукаса. Что же касается оценок самих интеллектуалов и экспертов - отборщиков, критиков, - то здесь разброс критериев также весьма широк. Твёрдо сказать, что именно останется на века, трудно, мы этого никогда не узнаем. Как свидетельствует опыт предыдущих столетий, эксперты других видов искусств обычно ошибаются - в веках остаётся совсем не то, что порой казалось достойным веков высоколобым академикам, а то, что ими освистывалось и запрещалось. Самый наглядный пример - отношения между импрессионистами и академической живописью в ХIХ веке. Я думаю, что аналогичные процессы происходят и в кинематографическом мире. Быть может, на этом фестивале это будет особенно очевидно, потому что у нас есть специальная программа «Картины с выставки», где проводится параллель между изобразительным искусством и искусством кино, когда отображение в кино находят не только судьбы художников разных веков, но и их творчество. В этой программе мы отмечаем восьмидесятилетие Андрея Тарковского, отмечаем его шедевром – фильмом «Андрей Рублёв». Там же будет показан знаменитый фильм Анри-Жоржа Клузо «Тайна Пикассо», в котором на глазах зрителей великий художник за несколько минут покрывает слой за слоем одно и то же прозрачное изображение разными рисунками.

В этом смысле разнообразие вкусов для фестиваля очень важная вещь, более важная, чем следование канонам фестивального мейнстрима, хотя и он, безусловно, найдет своё место во внеконкурсной программе, - мы всегда пытаемся показать наиболее крупные произведения, получившие признание на крупнейших фестивалях мира, в первую очередь Каннском, Берлинском и Венецианском. Одним словом, наша программа преследует цели расширить диапазон того, что видится будущим кинематографа.

6. Какое место занимает русское кино в программе фестиваля и насколько русские фильмы, заявленные в программе фестиваля, важны для современного кино России?

Отборщики, разумеется, имеют доступ к русским фильмам в первую очередь. Мы, опять же, выбираем их по принципу разноплановости различных тенденций. Поэтому, с одной стороны, в конкурсе присутствует картина «Орда», созданная при содействии «Православной энциклопедии», - в ней представлен православный взгляд на мир. С другой стороны, здесь же вы сможете обнаружить эстетские экспериментальные картины, скажем, латвийско-русскую картину Евгения Пашкевича «Гольфстрим под айсбергом» или картину культовой персоны российского кино Ренаты Литвиновой «Последняя сказка Риты», в которой она объединила мотивы «Дамы с камелиями» с мотивами потусторонней жизни, которые в своё время волновали Жана Кокто.

В различных разделах программы 34-го ММКФ встречаются картины, которые выделяются из того мейнстрима российского кино, к которому мы привыкли. В частности, в программе «49 мест» будет показана картина «День» о жизни слепых, созданная слепым режиссером. Картина не очень умелая, но, безусловно, парадоксальная, поскольку экран запечатлевает совершенно особое мировосприятие. Очень важно, что у нас будет представлена региональная кинематография, которая сегодня формируется в тех регионах страны, где осуществляется финансирование кино. В частности, в Якутии, где выпускаются по две-три картины в год, и эти картины обладают совершенно специфическим взглядом на мир народов Севера. Российский мейнстрим будет представлен темпераментной, технически совершенной картиной Открытия «Духless» Романа Прыгунова. Наконец, несколько абсолютно разных фильмов присутствуют в разделе «Гала-премьеры»: работа отечественного ветерана кино Виталия Мельникова «Поклонница», представляющая страницы биографии Антона Чехова, а также фильм «Любовь с акцентом», который является чуть ли не единственной ко-продукцией России и Грузии. Я ещё раз хотел бы подчеркнуть, что мы уделяем большое внимание кинематографу бывших республик СССР.

7. Меняется ли отношение к фестивалю со стороны отечественного кинобизнеса?

Эти отношения достаточно стабильные, бизнес-круги понимают, какое значение имеет фестиваль для продвижения их картин в зрительской среде, особенно - с расширением деятельности Moscow Business Square. Бизнес-фактор становится всё более и более важным. Принцип 90-х годов, когда приходилось слышать о фестивале «лучше бы эти деньги потратили на производство одного или двух фильмов», сейчас в прошлом. Ясно, что стимулирование кинопроцесса, которое происходит в том числе и благодаря фестивалю, в конечном счёте для отечественной культуры оказывается чрезвычайно важным.

Фестиваль пройдёт с 21 по 30 июня.

Комментарии (0)

Обсуждение
Ваш комментарий:

Новые рецензии кино

СВЕЖИЕ ОБЗОРЫ

Самые интересные разделы кино на Ovideo.Ru

Кинофестивали