Автор: elercant, 18.11.2018

Пресс-конференция со съёмочной командой фильма "Последнее испытание"

13 ноября в МИА "Россия сегодня" состоялась пресс-конференция с главными действующими лицами фильма Алексея А. Петрухина "Последнее испытание": Андреем Мерзликиным, Олегом Тактаровым, Еленой Захаровой, Иваном Кокориным, Анной Чуриной, Бесланом Терекбаевым, Себастианом Сисаком, Алексеем Петрухиным, а также реальной участницей трагических событий 2002 года в Театральном центре на Дубровке (по мотивам которых и снят фильм) - Натальей Старцевой. Ирина Купченко, исполнившая главную роль, к сожалению, не смогла посетить мероприятие - она сейчас занята слишком занята работой над новым спектаклем.

Алексей подготовил первоначальный сценарий ещё в 2005-м и, хорошо осознавая, какое влияние кинематограф способен оказать на человека, показал его участникам, пережившим захват “Норд-Оста”. Все они как один попросили сделать такой фильм, но режиссёр тогда решил, что не готов дебютировать со столь ответственным проектом. В ранней версии среди персонажей ещё не было учительницы - предполагалось, что Андрей Мерзликин сыграет рабочего сцены с военным прошлым, который сделал пригласительные билеты всему классу своей дочери.

Ну, а потом все увидели реакцию и оценили пользу “Училки”, и её создатель, прочитав тысячу рецензий и не меняя структуры повествования, скорректировал мотивацию своих героев, в деталях коснувшись и надуманного конфликта между религиями. По отношению к нашумевшей картине 2016 года это неформальное продолжение - те, кто её не видел, ничего в происходящем не упустят - ну, может, какие-то нюансы взаимоотношений бывших старшеклассников. Алексей сам отметил, что какие-то ассоциации у зрителей, привязавшихся к её персонажам, могут даже отвлекать - на монтаже не раз себя одёргивал, понимая, что нельзя так.

C Бесланом Терекбаевым, сыгравшим одного из террористов, он познакомился в Якутии и не сразу смог уговорить посмотреть там “Училку”. Тот долго отказывался, возмущённо поясняя: “Не пойду, меня просто не поймут, у нас голову бы оторвали за такое название” - в Чечне принято с большим уважением относиться к учителям. Зато потом, узнав о задумке нового фильма, уже сам принялся уговаривать быстрее приступить к съёмкам: как оба шутят, добровольно-принудительно. Ведь там затрагивается тема, на которую многие побоялись бы высказываться, но это нужно делать: кровавые войны устроили наши общие враги, как внешние, так и внутренние, и пострадали многие народы, но особенно русские и чеченцы. Со слов Беслана, для каждого из них то были ужасные времена, и молодому поколению будет не лишним напомнить, что не всё обстоит так, как нам говорят по телевизору: “Не мы это начали, но нам это заканчивать, хватит слез и боли, не позволим больше стравливать наши народы!”
По его мнению это первый фильм, который на грани правды всё раскрывает - очень мало сейчас таких правильных картин, на которых молодые могут сделать правильные решения. Здесь тонко раскрываются отношения молодежи и учителей, которые вместо родителей занимаются воспитанием.

У одного из успевших задать вопрос критиков вызвала некоторое отторжение подчёркнутая публицистичность некоторых диалогов, будто по бумажке прочитанных. Режиссёр подтвердил, что так было сделано нарочно для контраста, для большего ощущения внутреннего конфликта у зрителя. В такой ситуации спорщики должны были либо по-пацански общаться, либо как учитель с учителем, на равных - тем более, что в первом фильме героиня просто говорила, без оглядки на художественные ценности. Да и экшн с драками и стрельбой по большей части были добавлены не для расширения целевой аудитории, а чтобы та не забывала, что смотрит кино.

У других, как и у участников фокус-групп, развернувших в сети бурное обсуждение с хэштэгами #Норд-Ост и замечаниями анахронизмов и неточностей (мол, не было таких телефонов в начале 2000-х), возникло недопонимание того, что Петрухин снимал не хронику реальной трагедии, а драматический триллер по её мотивам. Сомнения, что для более достоверного варианта ему не хватит ни ресурсов, ни знаний (ведь детали спецоперации по прежнему не рассекречены), у него сразу возникли, как и желание умышленно отойти на территорию фантазии, чтобы избежать субьективных оценок и неумышленной неправды в отношении жертв. В сценарии изначально было больше деталей “Норд-Оста”, но многие в итоге вырезали как лишнее для истории.

Одна из бывших заложниц, отважившихся влиться в массовку картины, приняла участие и в пресс-конференции. Наталья Старцева поддержала слова режиссёра - это не “Норд-Ост”, лишь небольшой эпизод реальных событий. Так её предварительно и настроил психолог: просто игра. Все минувшие 15 лет после тех трех суток она боялась смотреть в глаза людей, внешне напоминающих виновников произошедшего. Но теперь осознала: тогда многие погибли, а она выжила, чтобы донести до сограждан - это были не чеченцы, и не таджики, и не представители какой-то ещё нации, а просто люди, которые зарабатывают на чужом горе.
Прокатную версию Наталья сама пока не видела - оставила до премьеры 20-го ноября, чтобы посмотреть в атмосфере подобающей торжественности. Припомнила, как во время захвата сидевшие в зале (а их порядка 750 человек было) прикрылись чем могли, и ей в правую щеку угодила гильза - её тогда ещё удивило, какая та горячая. Сохранила как сувенир, разумеется. Во время съёмок ей очень помогли и забота организаторов, и присутствие таких звёзд как Ирина Алфёрова и Ирина Купченко. А с Анной Чуриной она тогда даже не была знакома, но заметила, как та испугалась и дрожала - да и другие участники так себя вели, на экране видны живые эмоции зала!

Анна подтвердила, что плакала навзрыд, когда “Норд-Ост” захватили, и на съёмках полностью погрузилась в атмосферу: это было ужасно, когда их начали сгонять в центр зала, и массовое состояние ужаса охватило не только актеров, но и прочих присутствующих членов съёмочной группы. Сообщила, что с персонажем Мерзликина её как директора школы решили поженить по настоятельным просьбам зрителей. И с этим фильмом они недавно уже летали в Индию, открыв его мировой премьерой фестиваль российского кино. Там проблема терроризма тоже остра, после направленных на иностранных гостей взрывов в отелях меры безопасности всё ещё усилены.

А ещё Чурина переживала, что её пришлось носить подушку, изрядно добавившую объёма фигуре - предполагалось, что её героиня пребывает на 4-м месяце, но уже по ходу монтажа решили, что слишком много беременных: Елена Захарова принимала участие в съёмках на 9-м месяце! Разумеется, со всевозможными предосторожностями - экранному партнёру Ивану Кокорину запретили хлопать, например. Хотя её саму начали беречь довольно нетрадиционно: первый вызов на площадку поступил аж в пять утра. А потом предупреждали то и дело: “Мы сейчас немножко постреляем, беруши дать?” - отвечала, что те если и нужны, то не ей, а дочке, особенно когда рядом “били Ваню”. Но Алексей всегда её заверял, что все будет в порядке, и она очень ему благодарна за доверие и возможность сняться в важной для неё картине. Ведь эта боль - как от Великой Отечественной: чем старше человек, тем больше она в его крови, и терроризм - тоже своего рода война. История русского народа полна катаклизмов, а здесь они говорят о мире в душе и семье, и хочется, чтобы люди фильм смотрели и верили, что всё будет хорошо.

Андрей Мерзликин сообщил, что когда узнал, что будет в полный рост на постере, очень обрадовался - будет что гаишникам дарить, например. И итоговый вариант от режиссёра принял поначалу за бракованный: там же половины лица нет. А во время съёмок однажды на вопрос по телефону “Что делаешь” честно ответил: “С чеченцами дерусь”... Но вопрос стереотипов, безусловно, считает серьёзным - от сохраняющейся с конца 90-х мифологии продолжают страдают народы, поэтому очень важно сейчас поднять этот вопрос, переосмыслить, найти общие точки и от них всем вместе идти вперед. Вообще, после “Училки” у него к Петрухину абсолютный квотум доверия, и всё же Андрей очень сомневался, что стоит на эту тему что-то снимать. Да и в первом фильме поначалу, говорит, отказался участвовать из-за большой загрузки - 35 съемочных дней было в том месяце - но узнав, что снимать будут в хорошо ему знакомой школе номер семь в Мытищах, понял, что это судьба.

Себастиан Сисак, проживая во Франции, про захват на Дубровке только слышал. Не так давно ему довелось сыграть супергероя - а теперь вот злодея, который явился не из религиозных или политических соображений, а просто делать бизнес, утилизируя людей для неизвестного работодателя. По просьбе режиссёра на площадку он пришел уже с готовой идеей оригами как хобби - неожиданно получилось очень глубоко. Сцену драки с Бесланом они снимали три дня.

Олег Тактаров, к началу мероприятия немного не успев (прямо с самолёта), рассказал, как на спецпоказе в Ростове на Алексее повисли две плачущих женщины - оказалось, учительницы, высоко оценившие реализм отношений в картине. Своего героя он называет помесью Чарльза Бронсона с Евгением Леоновым - для него переговоры с террористами это не геройство, просто опасная для жизни работа.

Напоследок высказались и участники эпизодов из сборной КВН ВУЗов Чечни. Для Мансура Каидова это дебют в полнометражном формате, причём когда пригласили, чуть не отказался - думал, террориста предложат играть, а оказалось, наоборот! Сняли почти все с первого дубля. Позже обсуждали фильм с Рамзаном Кадыровым - тому очень понравилось такое воплощение идеи, что у терроризма нет нации и веры. По мнению Мансура, “Последнее испытание” - как 25-й кадр для российского кино, он обхватывает все сферы нашей жизни. Как кавээнщик, он во всем старается отыскать юмористическую сторону, но когда начали снимать сцену захвата, это было настолько реалистично, что про шутки и мысли не осталось. А его коллега во время трагедии на Дубровки учился в 1-м классе в школе в Казахстане, и самым ярким воспоминанием о тех событиях считает, что у его брата-четвероклассника сняли отпечатки пальцев.

Ну, а Алексей Петрухин ещё раз пояснил цель, с которой создавал эту картину: в наше время нередко появляются новости, что очередной подросток или офисный служащий взял в заложники, а то и убил несколько человек. И ни один человек не может гарантировать, что не сорвётся однажды под тяжестью повседневных проблем, как поступил персонаж Евланова, но после просмотра и размышлений, на что способен и как бы себя вёл в подобной ситуации, вероятность этого снизится. Поделился он с участниками и творческими планами. Сейчас готовится проект “Старый хулиган” с Андреем Смоляковым в главной роли. Но и над “Училкой-3” уже ведётся подготовительная работа - с предварительным подзаголовком “Выживание”.

Комментарии (0)

Обсуждение
Ваш комментарий:

Новые рецензии кино

СВЕЖИЕ ОБЗОРЫ

Самые интересные разделы кино на Ovideo.Ru

Кинофестивали