Автор: Admin, 10.11.2009

Немецкие журналисты сняли потрясающий фильм о людях, обслуживающих сердце России

Немецкие журналисты сняли потрясающий фильм о людях, обслуживающих <сердце России>
<КРЕМЛЬ - ИЗНУТРИ>
Авторы - Эрик Фридлер, Наталья Касперович. Исполнительный продюсер (Германия) - Томас Шрайбер. Продюсеры (Россия): Алексей Пиманов, Александр Борисоглебский. Производство: NDR (Германия), France (Франция), ORF (Австрия). Совместно с телекомпанией <Останкино> (Россия). Премьерный показ в России - 12 июня, Первый канал.

С таких ракурсов Кремля еще не видели. Купола Василия Блаженного, оказавшись у нас под носом, впечатляют по-новому: яркие, фантастические, колючие, будто какие-нибудь марсианские репы. Рубиновые звезды вблизи - тоже другой масштаб. И ощущение другое от отточенной благородной формы этого символа. А как красив и мистичен ночной Кремль с пустой Соборной площадью!

Русская натура
Сперва кажется - фильм экскурсионный. Сделан для иностранцев, хотя и нашим зрителям небезынтересен. Но через несколько минут выясняется: все это - сценография для основного сюжета. И президент, идущий по закрытой для посетителей зоне Соборной площади к себе на работу, - такое же обозначение места действия, как Царь-пушка, колокольня, кремлевские интерьеры: Главные же герои тоже идут в Кремль и тоже на работу. Добираются общественным транспортом, предъявляют пропуска, достают из шкафчика в раздевалке рабочую одежду, как где-нибудь на фабрике, и приступают к обычным делам. Уборщица, электрик, шофер, повар, искусствовед:
Именно такой была идея немецкого продюсера Томаса Шрайбера: рассказать о Кремле через портретные зарисовки тех, кого в русской литературной критике уже третий век называют <маленькими людьми>. Показать большой Кремль, его красоту, масштабные планы, снятые суперсовременной летающей камерой, и - с небес на землю - людей, работающих на кремлевских службах, без которых это сердце России не билось бы.
Есть среди тех, кто идет через служебный проход, и люди экзотических профессий. Орнитолог, сокольничий - хищные птицы защищают купола соборов от ворон. Верхолаз, чистящий на 70-метровой высоте рубиновые звезды. Или звонарь. Он вообще как будто и не из документального фильма, словно долго искали яркого актера с внешностью мифологического Стеньки, с мощной харизмой, делающей его слово весомым: <К этим веригам колокола были 70 лет прикованы - чтобы не звонили>.
Я спросила автора, Наталью Касперович, сделавшую фильм вместе с немецким журналистом Эриком Фридлером: <Где вы нашли такого?>.
- Бог помог, - искренне ответила Наташа. Закончив факультет журналистики МГУ, она вместе с мужем, талантливым биологом, приглашенным работать в Гамбург, уехала в страну, языка которой тогда не знала. Однако сумела не только преодолеть этот барьер, но и стать успешной участницей грандиозного телепроекта.
- Главой проекта стал Томас Шрайбер - руководитель Северонемецкого государственного телевидения NDR, эксклюзивный продюсер. Он немец. Но у него совершенно русская натура, и он любит Москву. Это сумасшедший проект. После тысячной поездки на переговоры он мог бы сказать, что ему надоело, и поехал бы снимать Нью-Йорк или Лондон. Не секрет, что организовать съемку в России сложнее, чем в других странах.
Авторы составили списки профессий, которые их интересовали. Никого конкретно не называли, да и откуда могли их знать! Кого пришлют, с теми и собрались работать. На немецком телевидении потом восхищались героями: мол, если бы наши уборщицы так здорово говорили!

Штрихи к портретам
Уборщица Таисия вспоминает индийские фильмы, которые привозили в ее деревенский клуб. Мечтала, как однажды приедет принц на белом слоне и поведет ее отведать ананасы в вине. Таисия сама над собой при этом, спохватившись, посмеивается. Дедушка Таисии погиб где-то в Белоруссии, они с бабушкой никогда не видели его могилы. И перед тем, как рано утром протереть камни Могилы Неизвестного Солдата, Таисия крестится. Этот ритуал - святой для нее.
А для бывшего охранника Сталина, Юрия Соловьева, свято место, где молился Сталин: маленькая кремлевская часовня. <Он тут мог подойти к иконостасу, прикоснуться к духовным книгам>, - благоговейно говорит старик.
- Мы знаем, что Сталин учился в семинарии, но никогда я не слышала, чтобы он молился, когда рядом никого не было. Соколов был в охране 10 лет, Сталин прошел через всю его жизнь и на всю жизнь остался богом и царем. Потом, при Хрущеве, у него начались большие проблемы. И с 53-го года он ни разу не был в Кремле. Попал благодаря нашей съемке.
А сержант из полка кремлевской охраны Дима называет Сталина тираном. Года два назад мне бы в голову не пришло спрашивать, не повредят ли Диме его слова о Сталине.
- В России все время что-то меняется: Я думаю, что волна сталинизма, которая прокатилась по России, исходит от людей старшего поколения.

Сержанта Диму, как и других ребят, проходящих службу в элитном кремлевском полку, подбирали по внешности: славянская наружность, рост не меньше 180 см, никаких изъянов или шрамов на лице. Все это плюс армейская стрижка да форма одежды делают юношей с первого взгляда почти неразличимыми, как представителей другой расы. Дима, обязанный по службе и присяге быть не слишком разговорчивым, все же раскрылся в мелких наблюдениях, в пойманной смущенной улыбке, в коротких искренних репликах. Портрет получился, может, и не рембрандтовской глубины, но неодноплановый и трогательный. Запомнилось, как обнялись Дима с приехавшей к нему из Волгограда мамой. Год она собирала деньги на поездку, а виделись несколько часов.
- Кстати, сцена с мамой оказалась удивительной для немецкой аудитории. В Германии в 18 - 20 лет ребенок уходит из дому и появляется у родителей редко. Открытки на праздники посылают. Человеческая связь с родителями - это особенность российской жизни. Поэтому немцев сцена встречи Димы с мамой потрясла. Много было писем, звонков: какие замечательные отношения! Ведь чувствуется их настоящая близость по тому, как Дима смотрит на маму, как говорит, улыбается. Никакой солдат бундесвера так бы не обнимался, он бы пожал руку и сказал: <Здравствуй, мама>. Немцы - сдержанные люди.
Фотограф, еще один персонаж картины, снимает экскурсантов в Кремле с 55-го года, с тех пор как Кремль открыли для посетителей. Так что у них с Кремлем - золотой юбилей. Президенты приходят и уходят, говорит он, а простые люди из обслуги остаются.
Художник Дмитрий Врубель (хорошая фамилия для художника!) рисует по просьбе авторов не в своей мастерской, а прямо на кремлевском газоне, чтобы сохранить в фильме единство места. Разложив на траве планшеты, изображает на кремовой бумаге портреты Путина.
Рисунки коричневым карандашом вроде бы классичны, но и что-то в них почти на грани гротеска. Врубель стал знаменит в начале перестройки, нарисовав знаковый поцелуй Брежнева и Хонеккера на Берлинской стене. Он востребованный, модный автор. Однако совсем не выглядит кремлевским художником. Ни импозантности, ни гонора. И рисование на газоне в Кремле, и внешняя неухоженность модного мастера, да и сами портреты, сделанные с фото, но с какой-то неуловимой чертовщиной, - во всем этом вкус сиюминутности, атмосфера момента, запах времени. Вчера такое было невозможно, да и насчет завтра непонятно.
Вообще за 20 дней снять такой фильм - вещь невероятная. В Кремле свои мероприятия, приезжают правительственные делегации, первые лица государства - и Кремль закрывают, снимать нельзя. Но работа шла круглые сутки. Когда нельзя было снимать в одном месте, переходили в другое.
- Я спала по два часа. Ночью в Кремле возникало ощущение, что сейчас на дорожке появится Сталин или Берия. Даже страшно было. Очень много всего там сосредоточено. Вся русская история.

Отчего в фильме нет политики?
Последнее время в сюжетах, которые показывают в Германии о России, основные темы - это проститутки и наркоманы, угон машин. Ну еще как российские невесты выходят замуж за границу. Будто больше рассказать не о чем! Вот так же зашоренно и мы показывали Запад во время холодной войны. Фильм о Кремле оказался открытием для западной публики. Откликнулись все немецкие газеты. Журналы телевизионных программ и анонсов вышли с фотографиями на разворотах.
А когда все начиналось, коллеги относились к идее с непониманием: почему Москва? Да и российские партнеры удивлялись: героиня фильма о Кремле - уборщица? Да вы что?! Кому она интересна? А ведь зрителя интересуют такие же люди, как они.
- Меня очень удивили вопросы российских журналистов на пресс-конференциях в Москве и Питере. <Как вам пришло в голову показать уборщицу, моющую Могилу Неизвестного Солдата? Как вы могли так унизить это святое место?>. И даже: <Не могли хотя бы ее тряпку поменять на новую?>. Это говорят молодые ребята. Я не понимаю таких вопросов. Что, могила сама по себе ежедневно чистой становится? Мы попробовали снять жизнь. То, что делается ежедневно. Может быть, сегодня такая тенденция на российском телевидении, что надо все опять показывать праздничным и парадным?
Еще нас спрашивали: <Отчего в фильме нет политики?>. Я думаю, что этим людям, которые приходят на работу, нужно, чтобы был мир, вот и вся политика.

Комментарии (0)

Обсуждение
Ваш комментарий:

Новые рецензии кино

СВЕЖИЕ ОБЗОРЫ

Самые интересные разделы кино на Ovideo.Ru

Кинофестивали