Автор: Admin, 10.11.2009

На экраны выходит фильм «В долине Элла» от обладателя премии «Оскар» режиссера Пола Хаггиса

На экраны выходит фильм «В долине Элла» от обладателя премии «Оскар» режиссера Пола Хаггиса
Фильм основан на реальных событиях. Для Хаггиса это принципиальный момент. Его потрясла статья Марка Боалоба «Смерть и бесчестие» о зверском убийстве рядового американской армии, только что вернувшегося из Ирака, и об обвинении, предъявленном товарищам убитого по военной службе. Хаггис нашел свою тему для очередного неудобного кино. Хаггис большой спец в этом деле. Он снял «Столкновение» о многоликом расизме в современной Америке. Он писал сценарии для жесткой дилогии Клинта Иствуда о кровопролитной битве, вычеркнутой из истории войны, «Письма с Иводзимы» и «Флаги наших отцов».

«В долине Элла» — не просто очередной выпад против бушевской администрации, уволокшей Америку в трясину бессмысленной войны. Кажется, Хаггису и пристрастия публики «до лампы». Экран — публичная площадка для обсуждения больных вопросов больного общества.

Бывший офицер военной полиции, ветеран Вьетнама Хэнк Дирфилд (Томми Ли Джонс) едет в провинциальный городок, где расположена часть его сына, — разыскивать своего «оболтуса», вернувшегося из Ирака и вроде бы загулявшего в увольнении. По дороге ему встретится эмигрант, вывешивающий у свого дома американский флаг… вверх тормашками. Повидавший лиха ветеран Хэнк объясняет неопытному товарищу, что флаг вниз головой на языке военных означает крик о помощи, знак беды. Флаг должен висеть правильно.

В розыске сына ему помогает следователь Эмили Сандерс (Шарлиз Терон). Несмотря на мощное противодействие военной администрации, они разматывают клубок преступления. Юного американца убили свои, граждане США, мало того, однополчане, отличники боевой и физической подготовки. Хэнк физически ощущает, как рушится, словно карточный домик, некогда стройная и ясная картина мира. Вверх тормашками летят убеждения, моральные аксиомы («Люди, воевавшие бок о бок, не могут убить друг друга!»), решительные суждения о патриотизме, о справедливости демократического общества. Это распад не только официальной идеологии. Нарушены опознавательные коды всей системы взаимоотношений человека и общества.

Хэнк узнает чудовищные подробности того, как именно его сын нес демократию в чужедальнюю страну. Что стало с его мальчиком и его товарищами. Как страх смерти и безразмерная власть над людьми меняют и разрушают неокрепшую психику. Превращают человека в зверя. И кто в этом виноват? Буш? Да нет, ты виноват, последовательный республиканец и доблестный ветеран Хэнк Дирфилд.

Ты в ответ на истерику сына: «Не могу! Забери меня отсюда!» — горделиво и мужественно вещал в телефонную трубку: «Возьми себя в руки, сынок, ты же мужчина». Ты, Хэнк, был уверен, что армия то место, где куются настоящие мужчины. Вышло наоборот: армия раскладывает еще не окрепшие организмы на отдельные пиксели, которые в мирное время никак не хотят вновь складываться в человеческое существо. Выжившие бродят по гражданке и в «лучшем случае» мечтают вернуться обратно в Ирак, вновь «собраться», почувствовав себя ангелами смерти….

Хаггис ведет свою военную статистику. К тысячам убитых плюсует вернувшихся с искалеченной психикой. Хороших парней, вынужденных принимать ежечасно «плохие решения», совершать бесстыдные поступки. К павшим, к жертвам посттравматического стресса и заблудшим душам он относит и их семьи: родителей, жен, детей. Патриотизм по Хаггису тоже может быть опасен, если он слеп. И главную вину за происходящее Хаггис возлагает на нечестное, ханжеское общество, делающее вид, будто ничего не происходит, требующее от участников военных действий благочестивого поведения.

На обратном пути домой отец, потерявший сына-солдата, вновь встретит мужчину с флагом. И тогда сам Хэнк перевесит флаг звездами вниз. Вывесит знак беды. Свой безмолвный крик о помощи.

Снайперский кастинг выводит картину Пола Хаггиса за рамки среднестатистической голливудской работы. В роли старины Хэнка — икона американцев Томми Ли Джонс, привнесший в роль свой профессиональный и человеческий опыт, неподдельные переживания. В роли Эмили Сандерс, следователя, матери-одиночки — Шарлиз Терон, обладающая редким актерским свойством — мимикрией. Безупречная красавица Терон готова изменить внешность не только до полного уродства (как в «Монстре»), но стать незаметной серой мышью, которую заела рутина. Лишь сострадание и уважение к Хэнку, потерявшему сына, пробуждает в Эмили личность, ответственность за происходящее в ее городе, в ее стране.

Когда-то в долине Элла состоялась библейская битва юнца Давида с гигантом Голиафом. Всего пять камней было у Давида, и за неравной схваткой следили опытный царь Саул и все его войско…

Война — всегда неравная битва, даже победившие в ней оказываются поверженными.

Случается, в разных концах света одни и те же вопросы волнуют художников. Параллельно с «Долиной Элла» в России снималась картина Алексея Учителя «Пленный» по рассказу Маканина. В ней та же вечная история: как война выворачивает наизнанку человеческое, превращая в убийц двоих российских солдат, заброшенных в Чечню. Обе работы — и фильм Пола Хаггиса, и картина Алексея Учителя (сейчас она принимает участие в конкурсе Международного кинофестиваля в Карловых Варах) — выйдут на экраны ограниченным тиражом.

Лариса Малюкова

Комментарии (0)

Обсуждение
Ваш комментарий:

Новые рецензии кино

СВЕЖИЕ ОБЗОРЫ

Самые интересные разделы кино на Ovideo.Ru

Кинофестивали