Автор: Trunov, 27.07.2010

Кто против Голливуда?

Люк Бессон

В нашем кинематографе свободна «ниша Бессона». Занять ее попытался лишь Тимур Бекмамбетов, но — не слишком успешно

Выход в наш прокат нового фильма Люка Бессона «Необычайные приключения Адель» (фильма, между прочим, весьма забавного, истинно развлекающего и хитроумного) заставил задуматься об удивительном феномене Бессона. Прежде всего Бессона как продюсера и киноидеолога, хозяина самой известной и успешной в Европе кинокомпании EuropaCorp.

Люк Бессон — сценарист, режиссер, продюсер — стопроцентно мог бы покорить Голливуд. Но он последовал древнему правилу Цезаря, что лучше быть первым на деревне (в данном случае, во Франции), чем вторым в Риме (то бишь в Голливуде). И сделал ставку на национальное коммерческое кино. Сумел запустить массу фильмов (учтем, что большинство его продюсерских проектов основаны на собственных сценариях или сюжетных идеях), которые стали общемировыми брэндами, породив кучу продолжений, а иногда и голливудских ремейков: «Такси», «13-й район», «Перевозчик», «Багровые реки». Бессон — единственный продюсер не только во Франции, но и в Европе, который делает массовое кино, конкурирующее с голливудским.

При этом как идеолог Бессон очень разносторонен. У него на редкость продуманная продюсерская стратегия. Недавно я пообщался с режиссером Пьером Морелем, который сделал уже три громких фильма по сценариям Бессона, все жесткие, непредсказуемые, неполиткорректные: бьющий Францию под дых «13-й район» (в котором политики, не в силах справиться с козлами из третьего мира, превращают самый опасный район Парижа в гетто, отделяя его от «чистого» города чем-то вроде Берлинской стены), безумно ценимый киноманами на www.imdb.com триллер «Заложница» и суперэкшн «Из Парижа с любовью». Говорю Морелю: «У Бессона как минимум три продюсерские цели». Морель возражает: четыре. Первая: фильмы для внутреннего французского рынка типа «Такси», которые при этом умудряются стать мировыми хитами. Вторая: фильмы для внешнего рынка, снятые на английском с англоязычными актерами, отличающиеся от голливудских редкостным несоответствием демократическим стандартам. (В «Заложнице» персонаж Лиама Нисона кроваво мочит в Париже омерзительную албанскую мафию — и это в ситуации, когда Европа после Косово жо сих пор стеснительно приседает перед албанцами.) Третья: собственные режиссерские проекты Бессона, который был и остается азартным мальчиком в душе, фонтанирующим в боевых жанрах. Четвертая: скромные малобюджетные артхаусные фильмы.

У нас ниша Бессона — национального конкурента Голливуду — пока свободна. Доверие национальной аудиториии к родному кино в последние годы подорвано: слишком много было халтуры, которую реклама подавала как «главный отечественный суперхит года». А в мировом прокате нам, в отличие от французов, и вовсе ничего не светит — французам мировая киноаудитория хотя бы верит. А прочим киностранам (за исключением Юго-Восточной Азии) — почти нет. Известен анекдот: когда скандальный немецкий триллер 2001-го «Эксперимент» раскручивали для проката во Франции, то в рекламных роликах убирали любой намек на то, что фильм — немецкий. Ведь французская аудитория считает все немецкое кино дерьмом.

Единственный наш соотечественник, кто вроде бы пытается стать «русским Бессоном», это Тимур Бекмамбетов. Он, как и Бессон, предстает в кинобизнесе в трех ипостасях: как режиссер, как сценарист и как продюсер. Перед выходом спродюсированной им «Черной молнии» он заявил, что его задача — создание русских картин, которые будут прокатываться по всему миру и конкурировать с американскими. Его кинокомпания Bazelevs открыла у нас школу сценаристов, где учат американской методике работы со сценарием. Эта компания осуществляет сейчас штук пятнадцать международных проектов.

Но в случае с Бекмамбетовым — свои тараканы. Можно лишь гадать, порождены ли они тем, что у его Bazelevs сложный взаимообязующий контракт на производство и прокат фильмов с голливудской студией Universal (по логике, уже одно это ограничивает свободу Бекмамбетова). В любом случае, «Черная молния», которая создавалась при поддержке все той же Universal, оказалась лентой странной. И прежде всего — странно плохой. Никаких дополнительных, неожиданных для Голливуда идей — чем замечательны фильмы Бессона. Только кальки из фильмов про суперменов, перенесенные на нашу почву, которые едва ли привлекут иностранную аудиторию.

Возникает искреннее подозрение, что Бекмамбетов вовсе и не стремится к славе «русского Бессона». У него не получается ни держаться в статусе «главного на деревне», ни покорить Голливуд. Хотя очередные режиссерские проекты Бекмамбетова — все же голливудские: «Особо опасен-2» и «Моби Дик». Кроме того объявлено, что вместе с Тимом Бертоном Бекмамбетов собирается продюсировать экранизацию романа «Авраам Линкольн: Истребитель вампиров».

И все же ниша Бессона по-прежнему свободна. Кто там у нас еще не очереди сразиться с Бессоном? Эрнст? Сельянов? Верещагин? Максимов? Тодоровский? Толстунов? Дишдишян? Бондарчук? Ау!

Комментарии (0)

Обсуждение
Ваш комментарий:

Новые рецензии кино

СВЕЖИЕ ОБЗОРЫ

Самые интересные разделы кино на Ovideo.Ru

Кинофестивали