Автор: Trunov, 10.06.2010

ММКФ в лицах: Клод Шаброль

Клод Шаброль

Все кинобиблиотеки мира бережно хранят у себя специальный выпуск журнала "Кайе дю Синема", посвященный французской "Новой волне". В большом перечне молодых режиссеров, дебютировавших в большом кино в конце пятидесятых - начале шестидесятых, три имени было выделено специально: Жан-Люк Годар, Франсуа Трюффо и Клод Шаброль. Им посвятили отдельные статьи, фотографии во всю журнальную полосу и слова, полные восхищения. Их коллективное первое место тогда никем не оспаривалось.

К 2010-му ситуация коренным образом изменилась. Пятидесятилетие "Новой волны" отметили почти исключительно историки кино; Трюффо ушел из жизни, Годар обратился к политизированному эксперименту и занимает сейчас пусть и весьма почетное, но всё же маргинальное положение в современном кинопроцессе. И лишь Шаброль продолжает весьма активно возделывать кинематографическую ниву и, в рамках прежде презираемого им и его друзьями "папиного кино" весьма преуспевает, умудрившись к своему восьмидесятилетию (оно будет отмечаться как раз во время проведения нашего фестиваля - 24 июня) сделать свыше семидесяти фильмов - великих и неудачных, полнометражных и маленьких, для большого экрана и телевизионных, вызывавших восхищение и недоумение, учитывавших потребности высоколобой и эрудированной интеллигенции и вкусы широкой непритязательной аудитории.

Как бывший кинокритик и постоянный посетитель Французской синематеки Шаброль свободно ориентируется в истории кино, позволяя себе и прямое заимствование из знаменитых картин на грани плагиата, и полемику с ними, и модифицированное использование на новом витке традиционных схем и мотивов. То, с какой уважительной иронией это делает он, сейчас мало кто умеет, хотя вообще-то постмодернизм многих обучил безобразничать с киноклассикой.

Мы представляем в юбилейной ретроспективе вроде бы разного Шаброля: молодого хулигана и умудренного долгой жизнью академика. Это различие будет чувствоваться в изменяющемся ритме фильмов, в намеренной затянутости, в стремлении подробно разъяснить то, что раньше подразумевалось само собой. Но при всех видоизменениях остается нечто такое, чему на протяжении свыше пятидесяти лет режиссер остается верен. Прежде всего, яростной антибуржуазности, неприязни к провинциальной жизни, неуважению к традициям семьи как благодатной почвы для диктатуры, наконец, страху перед глубинами человеческого подсознания, выливающимися порой через вроде бы незначительные вещи в кровь и убийство.

Комментарии (0)

Обсуждение
Ваш комментарий:

Новые рецензии кино

СВЕЖИЕ ОБЗОРЫ

Самые интересные разделы кино на Ovideo.Ru

Кинофестивали